Урегулировать любой спор без обращения в суд – это всегда выгодно, как для должника, так и для кредитора.
Выгоды для должника и кредитора практически одинаковы:
– экономия на судебных расходах
– возможность прийти к соглашению, которое окажется значительно выгоднее решения суда
Тем не менее, несмотря на возможность решения практически любого спора без вмешательства суда – стороны или одна из сторон по тем или иным причинам – доводят дело до суда.
При этом, по ряду споров, прежде чем обратиться в суд необходимо соблюсти претензионный порядок. Досудебный порядок урегулирования спора может быть обязателен в силу закона или установлен соглашением сторон.
Претензия относится к документам, требования к составлению которых не установлены законом. Тем не менее, существуют обычаи делового оборота, которым следует следовать при составлении претензии.
Как назвать документ, в котором излагается требование претензионное требование? Документ может быть назван по-разному: «Предложение», «Заявление» и т.д. Важно изложить в нем существенные условия, свойственные претензии.
На каких моментах следует сделать акцент:
В шапке документа следует указать, кому адресована претензия и от кого она исходит: фамилия, имя, отчество, точный адрес, телефоны
Претензию нужно отправлять тому лицу, которое, по мнению отправителя, нарушило его право, и кто в последующем будет в суде потенциальным ответчиком. Претензию следует отправлять тому лицу, которое указано в договоре! По делам о защите прав потребителя – продавцу: компании или индивидуальному предпринимателю.
Важно! Если претензия будет адресована ненадлежащему адресату – претензионный порядок не будет соблюден.
В претензии необходимо указать фактические обстоятельства, на которых основано требование, факты, которые указывают на нарушение прав заявителя, ссылки на документы, которые подтверждают вышеперечисленные обстоятельства. Приводить нормы закона, на которых основано требование, в претензии не обязательно.
Претензия должна содержать требование адресату. Отсутствие претензионного требования может привести к тому, что документ может быть не признан претензией. Не лишним будет привести расчет суммы, на получение которой претендует заявитель претензии. При этом в претензии должна быть четко обозначена основная сумма долга, дополнительные требования (неустойка, проценты) – на усмотрение заявителя.
Важно! Претензия не может быть устной, она должна быть составлена в письменной форме – только в этом случае досудебный порядок урегулирования спора будет соблюден.
В претензии необходимо указать срок, в течение которого содержащееся в ней требование, должно быть выполнено. Как правило, такой срок состоит от 3-х дней до 1 месяца.
Важно!
С 1 января 2021 года претензия продавцу может быть направлена в любой форме и любым способом при отсутствии информации со стороны продавца о форме и способах направления претензий.
Юрист по гражданским спорам
Вяткина Галина Анатольевна
телефон: 599-444