Восстановление на военной службе

вследствие нарушения процедуры увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями

Одним из оснований досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, является проведение организационно-штатных мероприятий (далее – ОШМ) (п. «а» ч.2 ст. 51 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В результате организационно-штатных мероприятий происходит сокращение личного состава воинских формирований, что выражается в сокращении должностей либо в уменьшении числа военнослужащих, занятых на таких должностях.
Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее – Положение).
  • В соответствии с пунктом «а» части 4 статьи 34 указанного Положения военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ в следующих случаях и при соблюдении следующих условий:
  • - при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • - по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • - при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • - при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • - при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе, если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
Порядок представления военнослужащих к досрочному увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определён Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации», который предусматривает проведение установленной процедуры увольнения военнослужащего с военной службы, в том числе и в связи с ОШМ.
    В частности, в соответствии с пунктом 23 Раздела VII Инструкции (Приложение к Приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года № 350) на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется представление, к которому прилагаются следующие документы:
      1. Копия листа беседы;
      2. Копия аттестационного листа;
      3. Рапорт военнослужащего (в случае увольнения военнослужащего по основаниям, когда требуется его согласие на увольнение);
      4. Копия заключения ВВК (в необходимых случаях);
      5. Другие необходимые документы.
Пункт 25 Инструкции предписывает командирам (начальникам) воинских частей соблюдать установленный порядок представления военнослужащих к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов.
Нарушение установленного порядка процедуры увольнения при проведении ОШМ является поводом для отмены приказа об увольнении с военной службы в связи с ОШМ.
Признавая незаконным приказ командира войсковой части в части досрочного увольнения с военной службы старшины Л.и исключения её из списков личного состава части суд указал следующее. Решению об увольнении военнослужащего должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе, тем более, когда военнослужащий настаивает на её прохождении в дальнейшем. Таким образом, право воинского начальника на увольнение в связи с сокращением должностей должно сочетаться с интересами последнего, поскольку ранее этот военнослужащий добросовестно исполнял возложенные на него обязанности согласно заключенному им контракту.
Документально подтвержденных сведений о том, что в войсках 4 командования ВВС и ПВО, СКВО, а также иных военных округов отсутствуют равные, высшие или низшие воинские должности по имеющейся у Л. воинской учетной специальности ответчиком в суд не представлено, как не доказано, что командование предпринимало реальные меры к назначению Л. на освободившуюся, либо вакантную воинскую должность.
Представленные ответчиком сведения об отсутствии должностей в воинской части для размещения Л. не свидетельствуют о проведенной командиром работе по уточнению возможности использования заявителя на военной службе.
Кроме того, как указал в судебном заседании командир части, он не выяснял вопросы наличия либо отсутствия возможности размещения заявителя на иных воинских должностях не только в войсках ВВС и ПВО 4 командования и СКВО, но и в вышестоящем кадровом органе, а также в воинских частях, дислоцированных в том же населенном пункте, что и вверенная ему часть (Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда (Ростовская область) от 15 сентября 2010 года).
При отказе военнослужащего от предложенных высших и низших должностей и отсутствия возможности назначения его на равную должность, военнослужащий зачисляется в распоряжение соответствующего командира (начальника) в связи с ОШМ на срок до 6 месяцев для решения вопроса дальнейшего прохождения военной службы (ст. 42 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст. 13 Положения).
Основанием для зачисления в распоряжение командира (начальника)является волеизъявление военнослужащего о желании продолжить военную службу. Волеизъявление военнослужащего на продолжение военной службы должно быть выражено в ходе проводимой с ним беседы, а также в рапорта о согласии на дальнейшее продолжение военной службы.
Ш. обратилась в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить приказ командира воинской части об увольнении ее с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и восстановить ее в равной воинской должности.
Решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 13 августа 2009 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 сентября 2009 г., Ш. в удовлетворении заявления отказано.
Военная коллегия, рассмотрев материалы гражданского дела по надзорной жалобе Ш., названные судебные постановления отменила и надзорную жалобу удовлетворила по следующим основаниям.
Таким образом, по смыслу закона для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями необходимо наличие следующих взаимосвязанных обстоятельств: невозможность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность), а также истечение срока нахождения такого военнослужащего в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Из изложенного следует, что решению об увольнении военнослужащего по указанному выше основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе, тем более, когда военнослужащий настаивает на ее прохождении в дальнейшем.
Ответчиком не представлено сведений о том, что командование, при наличии должностей, предлагало ей равнозначные, высшие и низшие должности в этой части, а также в частях и подразделениях, подчиненных указанной воинской части, в том числе медицинских подразделениях, для дальнейшего прохождения военной службы, и что она отказалась от перемещения на предложенные должности.
При таких данных применение судами положений подпункта "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в обоснование выводов о правомерности действий командования, связанных с увольнением заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, следует признать ошибочным (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 года)).
Одним из условий увольнения военнослужащего с военной службы в связи с ОШМ является невозможность его назначения на иные равные или, с его согласия, низшие или высшие воинские должности.
Увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, может производиться как по желанию самого военнослужащего, так и по усмотрению командования, в связи с этим само по себе желание военнослужащего продолжить военную службу на любых должностях при их отсутствии, не является основанием препятствующим представлению его к увольнению с военной службы (Решение Читинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край) от 22 декабря 2008 года).
При наличии согласия военнослужащего на назначение на низшую или высшую воинскую должность, увольнение по ОШМ невозможно. Не может быть уволен с военной службы и военнослужащий, если есть возможность его назначения на равную должность.
-->