Решение №2-2478/11 Центрального районного суда Омска 11 мая 2011

Омская областьРешение суда от 11 мая 2011 года №2-2478/11 об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права

ПринятоЦентральным районным судом г. Омска (Омская область)

Дело №2-2478/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе
судьи Ямчуковой Л.В.,
при секретаре Н.В. Хруниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Б. к Администрации города Омска об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права,

установил:

Прокурор ЦАО города Омска обратился в суд с названным иском к Администрации города Омска в интересах Б., указывая, что Б. является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны. 11.01.2011 года Х. от имени Б. обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Факт продажи Б. принадлежащего ей жилого дома Администрацией г. Омска был признан фактом ухудшения заявителем своих жилищных условий, в связи с чем, 09.02.2011 года Постановлением Администрации г. Омска за № 99-п «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Б. отказано в постановке на учет в виду не истечения пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса РФ (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий). Со ссылкой на положения ЖК РФ, ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-03 «О государственной политики Омской области в жилищной сфере» считает указанное Решение незаконным и необоснованным. На основании изложенного просит признать отказ Администрации г. Омска от 09.02.2011 в принятии Б. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, незаконным; признать Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ; обязать Администрацию г. Омска принять. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения Б. в Администрацию г. Омска с соответствующим заявлением - с 11.01.2011 года; взыскать с ответчика госпошлину в установленном законом размере.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент жилищной политики Администрации г. Омска.
В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО г. Омска, представитель Б. - Х., допущенная к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании Б. участия не принимала, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики администрации города Омска У., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, пояснив, что при рассмотрении документов, поступивших от Б. было установлено, что истец зарегистрирована по месту жительства составом семьи четыре человека в жилом помещении, расположенном по адресу: <…>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности племяннице Б. – Х. 26.10.2011 года Б. был продан земельный участок с жилым домом, принадлежащей ей на праве собственности, расположенный по адресу: <…>. Учитывая, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, Б. обоснованно было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании установлено, а также подтверждено материалами дела, что истец Б., <…> года рождения, является вдовой инвалида ВОВ – Б.Ф.А., умершего ...... года /л.д. 14, 15/.
11.01.2011 года Х. в интересах Б. (по доверенности) обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма /л.д. 8,17/.
На основании Постановления Администрации г. Омска от 09.02.2011 г. № 99-п Б. отказано в принятии на указанный учет на основании ст. 53 ЖК РФ, о чем истец был уведомлен письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 10.02.2011 года.
Свой отказ Администрация г. Омска мотивировала тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, в связи с чем, Б. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении /л.д. 6, 7/.
Не согласившись с данным отказом, Х. в интересах Б. обратилась за помощью в прокуратуру ЦАО г. Омска, которая, в свою очередь, обратилась в ее интересах в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 30.10.2010 года Б. постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: <…>. Указанное жилое помещение, общей площадью 48,40 кв.м., состоящее из двух комнат, принадлежит на праве собственности племяннице истца – Х. Также в указанной квартире зарегистрированы и проживают: Х.В.З. (племянница истца) и ее внуки Л.Ю.П. и Л.А.П. /л.д. 9, 10/.
Из акта проверки жилищных условий от 11.01.2011 года следует, что в указанной квартире №, общей площадью 48,40 кв.м. проживают 4 человека /л.д. 18-18 оборот/.
Отказывая Б. в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Администрация г. Омска исходила из того, что истец намеренно ухудшила жилищные условия, продав 26.10.2011 года принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <…>.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу требований ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-03 «О государственной политики Омской области в жилищной сфере» Решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 Жилищного кодекса РФ)
Из смысла положений указанной нормы закона следует, что действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, должны быть намеренными и ухудшать жилищные условия.
Из материалов дела следует, что 26.10.2010 года на основании договора купли-продажи, заключенного с А.Е.А. (покупатель), Б., в лице представителя Х., продала за 70 000 рублей принадлежащие ей на праве собственности земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <…> /л.д. 11, 13/.
В судебном заседании установлено, что продажа указанных объектом недвижимости, принадлежащих Б., была вызвана тем, что истец проживала одна, коммунальных услуг и медицинского обслуживания в деревне не было.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что переезд Б. в г. Омск связан с объективной причиной - невозможностью проживать по прежнему месту жительства. Кроме того, сумма, полученная истцом от продажи указанных объектов недвижимости, недостаточна для улучшения жилищных условий в г. Омске. Таким образом, заключение истцом договора купли-продажи объектом недвижимости не может рассматриваться как намеренные действия истца, направленные на ухудшение жилищных условий. Следовательно, в отношении Б. не могут применяться положения ст. 53 ЖК РФ в части принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет с момента совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 г. № 251-п учетная норма площади жилого помещения для принятия лиц на чет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере 15 кв.м.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ГП ОО «Омский Центр ТИЗ», находящимся в материалах дела, Б. в числе собственников объектов недвижимости не значится.
С учетом изложенного, учитывая общую площадь жилого помещения № по <…> (48,40 кв.м.), а также количество лиц, зарегистрированных в нем (4), суд приходит к выводу о том, что Б. не обеспечена учетной нормой жилой площади, в связи с чем, имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов». Таким образом, Б. является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и подлежит принятию на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 11.01.2011 года, т.е. с момента фактического обращения с соответствующим заявлением в Администрацию г. Омска.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения.
Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Б. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
В связи с чем, суд считает требование истца о признании незаконным Постановления Администрации города Омска № 99-п от 09.02.2011 года в части отказа БА. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать Постановление Администрации города Омска № 99-п от 09 февраля 2011 года в части отказа Б. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным.
Признать Б. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Администрацию города Омска принять Б. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 11 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Л.В. Ямчукова
-->