Решение Златоустовского городского суда 09 февраля 2011 №2-339/2011

Челябинская областьРешение от 09 февраля 2011 года №2-339/2011 о признании незаконным распоряжения в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии

ПринятоЗлатоустовским городским судом (Челябинская область)

09 февраля 2011 год

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи С.Ю.Фомина,
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Златоусте гражданское дело по иску И. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения,

установил:

И. обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрации ЗГО) о признании незаконным распоряжения от <…> №-р в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии, возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилья в собственность.
В обоснование своих требований сослалась на то, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. В июне 2010 года она обратилась с в отдел жилищной политики Администрации Златоустовского городского округа с документами о предоставлении субсидии для приобретения жилья в собственность на основании ст. 51 ЖК РФ, ФЗ «О ветеранах». Распоряжением от <…> №-р в предоставлении жилищной субсидии ей было отказано, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что она совершила действия, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилом помещении. До мая 2007 года она была зарегистрирована и проживала в квартире, принадлежащей ее дочери по адресу: <…>>, а затем проживала на съемной квартире, <…> снялась с регистрационного учета из квартиры дочери и стала проживать в доме ветеранов ВОВ по адресу: <…>, где зарегистрировалась по месту жительства. Указанное распоряжение считает незаконным, поскольку применение положений ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий в данном случае недопустимо, так как эта норма распространяется только на граждан, ухудшивших свои жилищные условия с намерением постановки на учет. На момент освобождения квартиры дочери и снятии с регистрационного учета, о праве на улучшение жилищных условий она не знала, об этом ей стало известно только в мае 2010 года. На сегодняшний день никакого жилья в собственности она не имеет, на праве найма занимает квартиру в доме для ветеранов ВОВ.
В судебном заседании истец И. настаивала на удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене распоряжения администрации ЗГО в части отказа ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии. Требования о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию просила по существу не рассматривать (л.д.57).
Представитель истца адвокат В., действующая на основании ордера (л.д.28), настаивала на удовлетворении исковых требований. Дополнительно суду пояснила, что на основании распоряжения Главы ЗГО №-р от <…> И. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в специализированном жилом доме для ветеранов ВОВ. В настоящее время она проживает в специализированном жилом доме для ветеранов в отдельной однокомнатной квартире, которая была предоставлена ей в декабре 2009 г. именно в связи с нуждаемостью в жилом помещении. Однако предоставление этой квартиры является временной мерой обеспечения жильем, право на приватизацию такого жилого помещения она не имеет.
Представитель ответчика Администрации ЗГО З., действующий на основании доверенности (л.д.52), с исковыми требованиями не согласился. Распоряжение от <…> №-р считает обоснованным, поскольку истец совершила действия, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, И. является ветераном Великой отечественной войны, женой умершего <…> участника Великой отечественной войны И., в повторный брак не вступала (л.д. 10,12,14,15).
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент Постановил: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (п. 1).
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 23.2 указанного ФЗ).
Таким образом, все перечисленные выше нормативные акты в качестве обязательного условия, дающего право на получение мер социальной поддержки, указывают на нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года № 149-П, ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, указанным в пункте 1 настоящего Положения (далее именуются - ветераны), предоставляется субсидия либо единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилых помещений по их выбору.
Ветераны, претендующие на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заявление о предоставлении им субсидии либо единовременной денежной выплаты. Органами местного самоуправления составляются списки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение субсидии, а также списки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение единовременной денежной выплаты, по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области.
В силу ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В настоящее время указанной категории граждан жилье по договору социального найма предоставляется при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, которые определены ст. 51 ЖК РФ в порядке, установленном ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
      1. Не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
      2. Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
      3. Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Министерство регионального развития РФ письмом от 18 января 2010 года № 809-СК/07 в пределах своей компетенции дало разъяснения, что ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем в соответствии с п.3 ст. 49 ЖК РФ как иные категории граждан определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем отсутствует.
<…> И. обратилась к Главе ЗГО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдова участника ВОВ (л.д.33).
Распоряжением администрации ЗГО от <…> №-р «О принятии на учет ветеранов ВОВ в качестве нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечении жильем» И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилищной субсидии в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также поскольку не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок (л.д. 32).
Как следует из сопроводительного письма (л.д.30), И. разъяснено, что она зарегистрирована в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан с 2008 года. До этого она проживала в трехкомнатной квартире, принадлежащей на праве личной собственности дочери по адресу: <…> (квартира общей площадью <…> кв.м., всего зарегистрировано 3 человека). Учитывая, то, что она совершила действия, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении должно осуществляться с учетом ст.53 ЖК РФ, то есть не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Оспариваемое распоряжение суд находит незаконным и нарушающим права истца.
Из уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений Управления Росреестра по Челябинской области (л.д.38) следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы права И. на объекты недвижимого имущества. Также по данным архива ФГУП «Ростехинвентаризация» И. собственником жилых помещений в г. Златоусте не числится.(л.д.39)
Как следует из материалов дела, с <…> по <…> И. была зарегистрирована по адресу: <…> (справка ЖСК-л.д.34, адресная справка-л.д.41). Собственником указанной квартиры является дочь истца на основании договора купли-продажи от <…> (л.д.36,35).
В силу п.п. 2,3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из пояснений истца, до мая 2007 г. она проживала с семьей своей дочери по <…>. Всего их проживало в<…> человек. Пока дети дочери были маленькими, неудобств для совместного проживания не возникало, однако по мере того, как дети подрастали, возникали проблемы, поскольку дети разнополые. Она съехала из квартиры дочери и стала проживать у приятельницы в ее квартире, а в мае 2008 года ей была предоставлена комната с подселением в доме для ветеранов ВОВ по адресу: <…>. С регистрационного учета из квартиры дочери она снялась в мае 2008 года, так как зарегистрировалась в доме ветеранов ВОВ.
Доводы истца о том, что она проживала с мая 2007 года в квартире знакомой, а затем с мая 2008 года стала проживать в доме ветеранов ВОВ по <…>, подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, а также письменными материалами дела.
Согласно распоряжению Главы ЗГО от <…> №-р (л.д.47), Иванова А.П. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в специализированном жилом доме для ветеранов ВОВ.
Положением о жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, утвержденным Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской областиот 3 ноября 2009 г. N 77-ЗГО"О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан», установлено, что жилые помещения для социальной защиты предоставляются ветеранам ВОВ и вдовам погибшим (умершим) участникам ВОВ, нуждающимся в жилье, в пожизненное пользование или для временного проживания.(п.2) Пунктом 6 данного Положения установлены основания для признания ветерана нуждающимся в жилом помещении, которые аналогичны по своему правовому смыслу положениям пп..1-3 ст.51 ЖК РФ.
Таким образом, распоряжением Главы ЗГО от <…> №-р И. фактически была признана нуждающейся в жилом помещении.
На основании распоряжения Главы ЗГО от <…> №-р (л.д.48) и приказа директора МУ «Комплексный центр» от <…> №-оссо (л.д.49), И. на состав семьи 1 человек предоставлена комната в коммунальной квартире общей площадью 16 кв.м. в доме ветеранов ВОВ и вдов погибших (умерших) УВОВ, по адресу: <…>, и заключен договор о безвозмездном пользовании жилым помещением (л.д.17-18). Впоследствии И. была предоставлена комната общей площадью 24,2 кв.м. в вышеуказанной квартире, что подтверждается договором о безвозмездном пользовании жилым помещением от <…> (л.д.19-21).
На основании распоряжения Администрации ЗГО от <…> №-р (л.д.50) и приказа директора МУ «Комплексный центр» от <…> №-оссо (л.д.51), И. на состав семьи 1 человек предоставлена однокомнатная квартира в доме ветеранов ВОВ и вдов погибших (умерших) УВОВ по адресу: <…>, и заключен договор о безвозмездном пользовании жилым помещением (л.д.23-25).
Таким образом, на момент снятия И. с регистрационного учета из квартиры, расположенной по адресу: <…>, и принадлежащей на праве собственности ее дочери, Иванова А.П. уже состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в специализированном жилом доме для ветеранов ВОВ.
Из квартиры дочери истец И. выехала в мае 2007 г., а с регистрационного учета снялась в мае 2008 г. и сразу же зарегистрировалась по месту проживания в квартире, предоставленной ей как нуждающейся в жилом помещении в специализированном жилом доме для ветеранов ВОВ.
Суд считает, что выезд истца И. из квартиры по месту предыдущей регистрации и ее регистрация в квартире по адресу: <…> не свидетельствует о совершении ею действий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку жилое помещение, в котором она проживает в настоящее время, относится к специализированному жилищному фонду и является временной мерой обеспечения истца жильем, права приобретать каким-либо способом данное жилое помещение в личную собственность, передать его по наследству, производить обмен на другое жилое помещение и т.п. она не имеет.
Кроме того, сам по себе факт снятия с регистрационного учета в квартире дочери и постановка на регистрационный учет по месту фактического проживания не могут в данном случае расцениваться как действия, предусмотренные ст.53 ЖК РФ.
Совершив указанные действия, Иванова выполнила обязанность, установленную ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", о регистрации по месту жительства.
После совершения этих действий, Иванова не утратила статус нуждающейся в жилом помещении, поскольку продолжает проживать в специализированном жилом помещении социального обслуживания и не имеет своего собственного жилья, ей не предоставлено жилье по договору социального найма.
Таким образом, имеются все основания для признания И. нуждающейся в жилом помещении для целей принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии, поскольку она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Подпункт 2 п. 2 распоряжения администрации ЗГО от <…> №-р, согласно которому И. отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии является незаконным, поскольку Решение администрации в данной части принято с нарушением положений ст. 53, 54 ЖК РФ, и подлежит в связи с этим отмене. Таким образом, для устранения допущенного органом местного самоуправления нарушения прав истца, И. должна быть признана нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, суд находит не состоятельными. Действительно, с момента, когда истица узнала о нарушении своего права, и до подачи иска в суд прошло около полугода, т.е. более 3 месяцев. Вместе с тем, суд полагает необходимым удовлетворить ходатайство стороны истца о восстановлении данного срока, поскольку причины пропуска данного срока (пожилой возраст Ивановой (81 год), отсутствие у нее юридического образования и знаний о сроках обращения в суд, ответчик в своем письме не разъяснил И. данные сроки) суд находит уважительными. В связи с чем в соответствии со ст.112 ГПК РФ суд считает необходимым восстановить истице срок для обращения в суд с данным иском.
Требование истца о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию судом по существу не рассматриваются в связи с заявлением истца.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца, понесенные им расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ивановой А.П. удовлетворить.
Признать незаконным подпункт 2 пункта 2 распоряжения администрации Златоустовского городского округа №-р от <…> об отказе Ивановой А.П. в принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии и отменить его в указанной части.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа принять Иванову А.П. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Взыскать с администрации Златоустовского городского округа в пользу Ивановой А.П. возмещение судебных расходов в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший Решение.
Председательствующий С.Ю.Фомин
-->