Решение №2-425/11 Центрального районного суда Омска 12 января 2011

Омская областьРешение суда от 12 января 2011 года № 2-425/11 о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

ПринятоЦентральным районным судом г. Омска (Омская область)

Дело №2-425/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе
судьи Ямчуковой Л.В.,
при секретаре Н.В. Хруниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Р. к Администрации города Омска об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права,

установил:

Прокурор САО города Омска обратился в суд с названным иском к Администрации города Омска в интересах Р., указывая, что Р., будучи ветераном Великой Отечественной войны, и имея право на льготы, предусмотренные ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», 16.06.2010 года обратилась в Департамент жилищной политики администрации г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для реализации права на обеспечение жильем, как ветеран Великой Отечественной войны. С заявлением Р. представила в Администрацию города Омска все документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса.
Постановлением Администрации города Омска от 17.07.2010 № 585-п Р. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ст. 53 ЖК РФ, ввиду намеренного ухудшения жилищных условий. Отказ Администрации города Омска считает незаконным и нарушающим право Р., как ветерана Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Полагает, что своими действиями Администрация города Омска грубо нарушила законные права Р. на гарантированное государством получение жилого помещения. На основании изложенного, со ссылкой на положения ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ЖК РФ, Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать Постановление Администрации города Омска от 17.07.2010 года № 585-п в части отказа Р. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным; признать Р. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обязать Администрацию города Омска принять Р. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 16 июня 2010 года. Обязать Администрацию г. Омска включить Р., как ветерана Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В судебном заседании представитель прокуратуры САО г. Омска требование о возложении обязанности на Администрацию города Омска включить Р., как ветерана Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, не поддержала, поскольку с таковым заявлением Р. к ответчику не обращалась, в настоящее время право не нарушено. В остальной части исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше.
В судебном заседании Р. участия не принимала, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель Р. – Ц., допущенный к участию в процессе в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, требования предъявленные прокуратурой САО, в том числе уточненные, поддержал полностью.
В судебном заседании представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики администрации города Омска Ч. (по доверенностям) исковые требования не признала, пояснив, что при рассмотрении документов, поступивших от Р. было установлено, что истец с семьей, состоящей из пяти человек: она, сын – Р.Н.П., жена сына – Р.Н.И., внук – Р.А.Н., внучка – Р.О.Н., зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире №, общей площадью 47,8 кв.м., дома № по улице <…> в городе Омске. Указанная квартира принадлежит на праве собственности жене сына Р., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2006 года. Ранее указанное жилое помещение принадлежало Р. на праве собственности на основании регистрационного удостоверения от 12.12.1991 года № 5860. 06.04.2006 года квартира была подарена Р.Н.И. Учитывая, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий Р. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебное заседание представитель третьего лица Правительства Омской области – не явился, извещен надлежаще. В представленном письменном отзыве считает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку факт отчуждения Р. принадлежащего ей жилого помещения не может быть принят в качестве намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий, так как таковое произошло в 2006 году, когда она не могла знать о возможности в последующем улучшения жилищного положения в льготном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Закона о ветеранах полномочия по обеспечению жильем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, средства на их реализацию ежегодно предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций и рассчитываются для каждого из лиц исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации. В целях реализации указанного полномочия и на основании статьи 13 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите с отдельных категорий граждан» Правительством Омской области принято Постановление от 26 июля 2006 года № 99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Порядок). Согласно пункту 7 Порядка органы местного самоуправления Омской области формируют списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Орган местного самоуправления Омской области рассматривает заявление и по его результатам принимает Решение о включении либо об отказе во включении заявителя в список граждан, претендующих на получение социальных выплат (пункты 8, 9 Порядка). Следовательно, без соблюдения порядка Р. не может быть включена в указанные списки.
В судебное заседание представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства финансов Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области – не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что истец Р., <…> года рождения, является ветераном ВОВ, жителем блокадного Ленинграда <…> /л.д. 19, 20/.
16.06.2010г. Р.Н.И. в интересах Р. (по доверенности) обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма /л.д. 10/.
На основании Постановления Администрации г. Омска от 15.07.2010 г. № 585-п Р. отказано в принятии на указанный учет на основании ст. 54 ЖК РФ, о чем истец был уведомлен письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 19.07.2010 года /л.д. 44-45, 46-47/.
Свой отказ Администрация г. Омска мотивировала тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, в связи с чем, Р. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Не согласившись с данным отказом, Р. обратилась за помощью в прокуратуру САО г. Омска, которая, в свою очередь, обратилась в ее интересах в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Р. с семьей, состоящей из пяти человек: она, сын – Р.Н.П., жена сына – Р.Н.И., внук – Р.А.Н., внучка – Р.О.Н., зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире №, общей площадью 47,8 кв.м., расположенной в доме № по улице <…> в городе Омске. Истец состоит на учете в указанном жилом помещении с 27.11.1974 года /л.д. 22/.
До 2006 года на основании регистрационного удостоверения от 12.12.1991 года № 5860 указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности Р.
26.04.2006 года между Р. (даритель) и Р.Н.И. (одаряемый) заключен договор дарения квартиры №, расположенной в доме № по улице <…> в городе Омске /л.д. 23-24/.
В настоящее время указанное жилое помещение на основании свидетельства о государственной регистрации права от 01.06.2006 года принадлежит на праве собственности Р.Н.И. (снохе истца) /л.д. 25/.
Из акта проверки жилищных условий от ноября 2010 года следует, что в указанной квартире №, общей площадью 47,8 проживают 5 человек /л.д. 4/.
Отказывая Р. в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Администрация г. Омска исходила из того, что истец намеренно ухудшила жилищные условия, заключив договор дарения в 2006 года на принадлежащую на праве собственности квартиру, своей снохе.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Р.Н.П. (сын истца) и Р.Н.И.. (сноха истца) суду пояснили, что Р. проживает в жилом помещении по ул. <…> с 1974 года. Семья Р. (сына) проживает вместе с истцом в указанном жилом помещении на протяжении 25 лет. Ведут раздельное хозяйство, проживают каждый в своей комнате. Истец имеет свои собственные денежные средства, которые периодически передает им для осуществления ухода за ней. Заключение договора дарения указанного жилого помещения было вызвано жизненными обстоятельствами.
Суд принимает во внимание показания данных свидетелей, которые были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, оснований сомневаться в их правдивости у суда не имеется, данные показания не противоречат пояснениям представителя истца, прокуратуры САО г. Омска, а также документам, находящимся в материалах дела.
Таким образом, суд считает, что отсутствуют основания для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий Р.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 г. № 251-п учетная норма площади жилого помещения для принятия лиц на чет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере 15 кв.м.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ГП ОО «Омский Центр ТИЗ» Р. и проживающие совместно с ней Р.Н.П., Р.А.Н., Р.О.Н. в числе собственником объектов недвижимости не значатся.
С учетом изложенного, учитывая общую площадь жилого помещения по <адрес> (47,80 кв.м.), а также количество лиц, зарегистрированных в нем (5), суд приходит к выводу о том, что Р. не обеспечена учетной нормой жилой площади, в связи с чем, имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения.
Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Р. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
В связи с чем, суд считает требование истца о признании незаконным Постановления Администрации города Омска № 585-п от 17.07.2010 года в части отказа Р. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать Постановление Администрации города Омска № 585-П от 17 июля 2010 года в части отказа Р. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным.
Признать Р. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать Администрацию города Омска принять Р. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 16 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Л.В. Ямчукова
-->