Решение №2-3105/10 Центрального районного суда Омска 10 ноября 2010

Омская областьРешение суда от 10 ноября 2010 года №2-3105/10 о восстановлении нарушенного права

ПринятоЦентральным районным судом г. Омска (Омская область)

Дело №2-3105/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года

Центральный районный суд г. Омска в составе
судьи Ямчуковой Л.В.,
при секретаре Н.В. Хруниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЦАО г. Омска в интересах С. к Администрации города Омска об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права,

установил:

Прокурор ЦАО города Омска обратился в суд с названным иском к Администрации города Омска в интересах С., указывая, что последний, будучи участником Великой Отечественной войны, и имея право на льготы, предусмотренные ст. 14, 15 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», 07.02.2010 года обратился в Департамент жилищной политики администрации г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для реализации права на обеспечение жильем, как участник-ветеран Великой Отечественной войны. С заявлением С. представил в Администрацию города Омска все документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса.
Постановлением Администрации города Омска от 25.03.2010 № 249-п С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании ст. 54 ЖК РФ, в с тем, что им представлены документы, не подтверждающие право состоять на данном учете.
Отказ Администрации города Омска считает незаконным и нарушающим право С., как ветерана Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Кроме того, в рамках проведения проверки прокуратурой округа с участием главного специалиста Госжилстройнадзора Омской области проведено обследование жилого дома, которым установлено следующее. Дом каркасно-насыпной, 1958 года постройки, состоит из трех комнат, обшит вагонкой, кровля шиферная, одноэтажный, централизованное отопление отсутствует, центральное холодное и горячее водоснабжение отсутствует, водопровод и туалет на придомовой территории. Полагает, что своими действиями Администрация города Омска грубо нарушила законные права С. на гарантированное государством получение жилого помещения.
На основании изложенного, со ссылкой на положения ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ЖК РФ, Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать индивидуальный жилой дом по адресу: <…>, не соответствующим установленным требованиям к жилым помещениям. Обязать Администрацию города Омска принять С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обязать Администрацию г. Омска включить С., как инвалида Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, прокурором в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Администрации города Омска в части непринятия решения об оценке соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <…>, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности (не пригодности) для проживания; обязать Администрацию города Омска принять соответствующее Решение. Признать за С. право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обязать Администрацию г. Омска включить С., как участника Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п.
В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО г. Омска уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, требования в части признания незаконным бездействия Администрации города Омска в части непринятия решения об оценке соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <…>, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности (не пригодности) для проживания; возложении обязанности на Администрацию г. Омска по включению С., как участника Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п просит не рассматривать, ссылаясь на то, что с соответствующим заявлением С. не обращался, соответственно отсутствует факт нарушения прав в указанной части.
В судебном заседании представитель С., действующая на основании ордера и доверенности А., требования изложенные представителем прокуратуры ЦАО г. Омска поддержала по аналогичным основаниям.
В судебном заседании представители Администрации города Омска, Департамента жилищной политики администрации города Омска участия не принимали, извещены надлежаще. В представленном письменном отзыве заявленные требования не признали, указывая, что отсутствуют законные основания для принятия С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием документов, подтверждающих право состоять на учете. Действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. С. с заявлением о соответствии жилого дома № по улице <…> в городе Омске требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, в межведомственную комиссию города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданную на основании распоряжения Мэра города Омска от 24.03.2006 № 93-р, не обращался. То обстоятельство, что в заявлении С., поданном на имя Мэра города Омска, в качестве основания для принятия на учёт было указано об отсутствии благоустроенных удобств, не может повлиять на доводы ответчика по возложению на Администрацию города Омска обязанности по проверке пригодности дома для проживания, поскольку оно подано не в межведомственную комиссию, а направлено с целью постановки на учёт. Требование в части возложения обязанности по включению С., как участника Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п не подлежит удовлетворению, поскольку с соответствующим заявлением С. не обращался, отсутствует факт нарушения прав.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что истец С., <…> года рождения, является ветераном - участником ВОВ и инвалидом <…> ВОВ.
17.02.2010 г. С. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании Постановления Администрации г. Омска от 25.03.2010 г. № 249-п С. отказано в принятии на указанный учет на основании ст. 54 ЖК РФ, о чем истец был уведомлен письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 25.03.2010 года /л.д.4-6/.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что С. проживает в жилом дом, 1958 года постройки, состоящем из трех комнат; дом каркасно-насыпной, обшит вагонкой, кровля шиферная, одноэтажный, централизованное отопление отсутствует, центральное холодное и горячее водоснабжение отсутствует, водопровод и туалет на придомовой территории (л.д.19-24).
Данное жилое помещение принадлежит С. на праве собственности (л. д.10-12).
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено в судебном заседании, С. проживает по вышеуказанному адресу, в настоящее время в силу преклонного возраста, состояния здоровья, за ним требуется уход, поскольку проживание в неблагоустроенном жилом помещении создает трудности. Ближайшая водоразборная колонка находится на значительном удалении от дома, что создает определенные трудности. Кроме того, дом не газифицирован. При оформлении документов для принятия на учет в Администрации города, заявления о включении в список граждан, претендующих на получение выплат, не подавал.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что С. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в жилом помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям исходя из следующего.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и даёт заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Следует отметить, что согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (указанное положение содержится и в разъяснениях Министерства регионального развития РФ от 19.01.2010 года № 809-СК/07).
Пунктом 5 указанного Положения жилым признается помещение: жилой дом - индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления вправе принимать Решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8).
Таким образом, Решение вопроса о признании частных жилых домов пригодными (непригодными) для проживания граждан относится к компетенции органа местного самоуправлении, данное полномочие делегировано межведомственной комиссии.
При этом, как установлено судом и видно из текста заявления С. от 17.02.2010 года, заявление о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, мотивировано отсутствием благоустроенности (удобств) жилого дома, в котором проживает С.
С учетом изложенного суд считает, что обязанность по проверке оснований заявления, является компетенцией Администрации города Омска, поскольку заявление С. было адресовано Мэру города Омска, а не одному из департаментов Администрации города Омска.
Согласно Распоряжению Мэра города Омска от 24.03.2006 года № 93–р «О создании межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в редакции на январь 2010 года) у межведомственной комиссии отсутствуют полномочия по признанию частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Соответственно, такие полномочия должны быть дополнительно делегированы органом местного самоуправления, каковым является Администрация города Омска.
Таким образом, при поступлении заявления С. в орган местного самоуправления, последнему надлежало принять Решение и поручить рассмотрение заявления структурным подразделениям Администрации города Омска в рамках их компетенции, в том числе, для рассмотрения вопроса в отношении состояния жилого помещения с целью установления наличия либо отсутствия оснований для принятия С. на учёт.
В связи с чем, довод представителя Администрации г. Омска об отсутствии заключения Межведомственной комиссии о признании помещения, занимаемого истцом непригодным для проживания подлежит суд находит необоснованным.
При таких обстоятельствах требования прокурора ЦАО города Омска к Администрации города Омска в части возложения на Администрацию города Омска принять Решение об оценке соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <…>, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности (не пригодности) для проживания, суд находит подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, суд считает, что С. имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения.
Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественной войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
При таких обстоятельствах, суд считает, что С. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
В связи с чем, суд считает требование истца о возложении обязанности на Администрацию города Омска принять С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 17 февраля 2010 года, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрации города Омска принять Решение об оценке соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <…>, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности (не пригодности) для проживания.
Обязать Администрацию города Омска принять С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 17 февраля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Л.В. Ямчукова
-->