Решение №2-3145/10 Центрального районного суда Омска 30 сентября 2010

Омская областьРешение суда от 30 сентября 2010 года №2-3145/10 о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

ПринятоЦентральным районным судом г. Омска (Омская область)

Дело №2-3145/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года

Центральный районный суд г. Омска в составе
судьи Ямчуковой Л.В.,
при секретаре Н.В. Хруниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского административного округа города Омска в интересах Б.. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики администрации города Омска об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права, взыскании судебных расходов,

установил:

Прокурор КАО города Омска обратился в суд с названным иском к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики администрации города Омска в интересах Б.., указывая, что Б.. будучи ветераном Великой Отечественной войны, и имея право на льготы, предусмотренные ст. 14, 15 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», 06.04.2010 года обратился в Департамент жилищной политики администрации г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для реализации права на обеспечение жильем, как участник-ветеран Великой Отечественной войны. С заявлением Б. представил в Администрацию города Омска все документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса
Постановлением Администрации города Омска от 27.04.2010 № 331-п Б. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Отказ Администрации города Омска считает незаконным и нарушающим право Б. как ветерана Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Полагает, что своими действиями Департамент жилищной политики Администрации г. Омска и Администрация города Омска грубо нарушили законные права Б. на гарантированное государством получение жилого помещения. На основании изложенного, со ссылкой на положения ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах», Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ЖК РФ, Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать Решение об отказе Администрации г. Омска в признании Б. нуждающемся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным; обязать Администрацию г. Омска принять Б. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с момента фактического обращения Б. в Администрацию г. Омска с соответствующим заявлением - с 06.04.2010года; обязать Администрацию г. Омска включить Б., как ветерана Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с 06.04.2010 года; взыскать с ответчиков госпошлину в установленном законом размере.
В судебное заседание прокурор КАО города Омска - не явился, извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В судебное заседание истец Б. – не явился по причине преклонного возраста, извещен надлежаще.
В судебном заседании представители истца Б. – Б.Н.А. и Т., допущенные к участию в судебном заседании в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что Б. зарегистрирован и проживает по адресу: <…>, указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности. В настоящее время в данной квартире зарегистрированы и проживают – Б.А.К., Б.Л.С. (супруга), Б.Л.А. (дочь), В.М.А. (внучка), В.М.И. (правнук), при этом, В.М.А. и В.М.И. фактически проживали по указанному адресу до регистрации. Все проживающие совместно с. в собственности жилых помещений не имеют. Б. никогда не производил действия по ухудшению своих жилищных условий.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации города Омска, Департамента жилищной политики администрации города Омска Ч., действующая на основании доверенностей, иск не признала, указав, что Б. зарегистрирован и проживает по адресу: <…>, указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности, в указанной квартире совместно с истцом зарегистрированы и проживают: Б.Л.С. (супруга), Б.Л.А. (дочь), В.М.А. (внучка), В.М.И. (правнук). До 25.11.2009 года В.М.А. и Б.Л.С. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <…> являлись собственниками указанного жилого помещения совместно с истцом. С 25.10.1996 года Б. имел в собственности трехкомнатную квартиру по ул. <…>, отчуждение которой произведено по договору купли-продажи 26.07.2001 года. В связи с изложенным считает, что Б. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении обосновано, поскольку не истек пятилетний срок со дня регистрации в принадлежащей истцу квартире по ул. <…> внучки и правнука и продажи квартиры по ул. <…> (последствия намеренного ухудшения своих жилищных условий), предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 27.07.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что истец Б., <…> года рождения, является участником ВОВ <…>. /л.д. 10, 16, 17-23/.
06 апреля 2010 года Б. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с приложением соответствующего пакета документов /л.д. 49, 50/.
Постановлением Администрации г. Омска от 27.04.2010 г. № 331-п Б. было отказано в принятии на указанный учет в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (последствия намеренного ухудшения своих жилищных условий), о чем Б. был уведомлен письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 28.04.2010 года /л.д. 52-53, 54/.
Не согласившись с данным отказом, Б. обратился в прокуратуру КАО г. Омска /л.д. 55-56/, впоследствии прокурором КАО г. Омска в интересах Б. подано в суд настоящее исковое заявление.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Б. на праве собственности принадлежит <…> квартира № в доме № по ул. <…> в г. Омске, общей площадью 62,9 кв.м., жилой площадью 46,1 кв.м. /л.д. 9/.
На дату обращения истца в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, в указанной квартире были постоянно зарегистрированы:. с 23.04.1976 г., Б.Л.С. (супруга) с 06.09.2001 г., Б.Л.А. (дочь) с 26.09.1997 г., В.М.А. (внучка) с 25.11.2009 г., В.М.И. (правнук) с 25.11.2009 г. /л.д. 43/.
Также из материалов дела следует, что до 25.11.2009 года В.М.И. и В.М.И. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <<…>>. /л.д. 44, 51/.
С 25.10.1996 года на основании договора мены № Б. на праве собственности принадлежала <…> квартира по ул. <…>, отчуждение которой произведено по договору купли-продажи 26.07.2001 года, заключенного с Ф.И.И. /л.д. 25,26,27, 33, 42/.
В судебном заседании представитель ответчиков считала, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку истец Б. намеренно ухудшил свои жилищные условия, срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, не истек
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из искового заявления, материалами проверки прокуратуры КАО г. Омска установлено, что В.М.А. и В.М.И. фактически проживали в квартире № в доме № по ул. <…> в г. Омске до регистрации в ней, то есть до 25.11.2009 года.
При этом факт регистрации указанных лиц в данном жилом помещении лишь 25 ноября 2009 года по мнению суда сам по себе не является основанием для вывода о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, поскольку согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
По сведениям УФРС по Омской области, ГП ОО «Омский Центр ТИЗ» Б.Л.С. Б.Л.А. В.М.А.., В.М.И. в числе собственником объектов недвижимости не значатся /л.д. 34-36, 38-41, 45-47/.
С учетом установленного в судебном заседании, исходя из общей площади жилого помещения по ул. <…> в г. Омске (62,9 кв.м.), а также количества лиц, зарегистрированных в нем (5), Б. подлежит принятию на чет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах» о том, что обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения.
Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
При этом, Федеральный закон «О ветеранах», в редакции действующей в настоящее время, установил, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Б. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.
Также по изложенным выше основаниям у суда имеются основания для признания незаконным постановления Администрации города Омска № 331-п от 27.04.2010 года в части отказа Б. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий /п. 1/.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций /п. 3/.
В силу положения ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 9 января 2010) предписано считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 г. № 99-п утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области:
    1. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 1 января 2005 года категории граждан, установленные статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах», а также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
    2. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах».
Собранные по делу доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что Б.. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, должен быть принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включен в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренных п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента обращения - с 06 апреля 2010 года.
В силу п/п 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (с изменениями от 30.07.2010) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с чем, требование о взыскании с ответчиков государственной пошлины удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать Постановление Администрации города Омска № 331-п от 27 апреля 2010 года в части отказа Б. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.
Обязать Администрацию города Омска принять Б. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 06 апреля 2010 года.
Обязать Администрацию города Омска включить Б., как ветерана Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п.9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, с 06 апреля 2010 года.
В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Л.В. Ямчукова
-->