Решение Электростальского городского суда 24 августа 2010 №2-1323/2010

Московская областьРешение от 24 августа 2010 года №2-1323/2010 о признании незаконным отказа во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья

ПринятоЭлектростальским городским судом (Московская область)

Дело №2-1323/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 года

Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шебашовой Е.С.,
при секретаре Агабековой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Администрации Муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области» о признании незаконным отказа во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и об обязании включить в указанный список,

установил:

08.07.2010 г. К. <…> г. рождения, являющийся участником Великой Отечественной войны (удостоверение серии № от 29.09.1980г.), и инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно (справка Сер. МСЭ-2006 № от 02.02.2007 г.), обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области» о признании незаконным отказа во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и об обязании включить его в этот список.
В обосновании иска указал, что ранее занимал муниципальную комнату площадью 9.5 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире <…>. Его соседями являлись психически больные граждане, ведущие аморальный образ жизни: ЦЖВ и КИА., а также ПРФ, из-за чего условия его проживания были невыносимыми: постоянные скандалы, оскорбления, рукоприкладство, побои и т.д. В связи с этим обращался в государственные и муниципальные органы с просьбами оказать содействие, помощь в обмене занимаемой комнаты (квартиры) с целью получения отдельного изолированного жилого помещения. Постановлением Администрации г.о. Электросталь Московской области от 03.02.2005г. № 97/2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список первоочередников как участник Великой Отечественной войны.
Так как отдельное жилье ему не предоставили, он пытался решить проблему самостоятельно. Обратился в суд. Решением Электростальского городского суда Московской области от 06 октября 2004 года был удовлетворен его иск и с ним был заключен отдельный договор социального найма в отношении занимаемой комнаты. Впоследствии приватизировал комнату и продал ее за С. Получив указанную денежную сумму, на которую невозможно было приобрести отдельное изолированное жилое помещение (квартиру или дом) в городе Электросталь, он совместно с супругой – В. и ее дочерью Г.Е.В. согласился сообща приобрести двухкомнатную квартиру. Не стал настаивать на приобретении указанной квартиры в сособственность с ними, так как не считал это необходимым.
В мае 2008 года ему стало известно об издании Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жилье мветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". С целью обеспечения жильем по Указу Президента он стал добиваться включения в списки лиц, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, как на муниципальном, так и на областном уровне (сводный список по Московской области).
Письмом от 22 сентября 2009 года Администрации города Электросталь Московской области ему было отказано во включении в указанный список по городу Электросталь, и, соответственно, в сводный список по Московской области, со ссылкой на часть 8 ст.57 ЖК РФ и факт продажи им в 2006 году комнаты, что привело «...к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению...». Считает отказ Администрации муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области» во включении его в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" незаконным и необоснованным, так как он состоял и до сих пор состоит в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; продажа комнаты не преследовала цель «намеренного ухудшения жилищный условий» - она была вынужденной мерой обеспечения нормальных условий проживания, данное обстоятельство он не скрывал, предоставляя документы, необходимые для перерегистрации граждан состоящих в очереди; сведения об изменении места жительства; сведения о составе семьи. Он не ухудшил свои жилищные условия ни по «метрам», ни по условиям проживания. Ссылку Администрации на п.8 ст.57 ЖК РФ считает необоснованной, так как он совершил сделку в силу действовавших в отношении него обстоятельств, не знал на февраль 2006 года и не мог знать об издании будущего Указа, направленного на восстановление социальной справедливости и защиту прав участников ветеранов Великой Отечественной войны. Полагает, что Администрация муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области» отрицает его право на получениежилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с чем он вынужден обратиться в суд с настоящим иском в соответствии со ст.11 Жилищного кодекса РФ, чтобы в судебном порядке защитить свои права и доказать, что он имеет право на получение жилья согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714, и, соответственно, должен быть включен в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
В судебном заседании представитель истца по доверенности адвокат Г. указанные выше требования поддержал. Пояснил, что К. обладает правом на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714, так как является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждается в улучшении жилищных условий, с 03.02.2005 состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, не снят с очереди и в настоящее время. После сделки площадь занимаемого К. жилого помещения по-существу не изменилась. Он не имел и не имеет отдельного жилого помещения. Ссылка администрации на совершение К. сделки по отчуждению жилого помещения, как основания для не включения его в список на получение жилого помещения по Указу Президента №714, не может быть принята во внимание, так как это была вынужденная мера со стороны К., пытающегося создать себе приемлемые условия для проживания. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Кроме того, включение в список ветеранов по Указу Президента РФ №714 не является фактическим предоставлением жилого помещения, следовательно, положения п.8 ст.57 ЖК РФ применены администрацией необоснованно. Полагает, что заявленные К. требования подлежат удовлетворению, учитывая порядок оформления документов, не возражает, чтобы в случае удовлетворения судом иска, ответчику был установлен срок исполнения решения суда в соответствии со ст.206 ГПК РФ – один месяц.
Представитель истца по доверенности В. также поддержала заявленные истцом требования, пояснив, что К. – её супруг. Проживали в комнате в ужасных условиях, в 2005 году К. избили. Не найдя вариантов обмена, в 2006 году продали комнату. Деньги передали для приобретения жилья, совместного с семьей дочери – Г.Е.В., поскольку приобрести отдельное жилое помещение на эти средства было невозможно. взяли ипотеку. Приобрели на совместные средства 2-х комнатную квартиру. Вместе с мужем занимали комнату, площадью 12,5 кв. метров. В настоящее время, вновь взяв кредит, приобретают 3-х комнатную квартиру, в которой она и К.. также будут зарегистрированы и им будет выделена отдельная комната. Из числа очередников К. не исключали, но жилье так и не предоставили. Ежегодно, ничего не скрывая, они предоставляли сведения о своих жилищных условиях в Администрацию.
В судебном заседании представитель ответчика Ч., действующая на основании доверенности, требования истца не признала. Пояснила, что вопросы обеспечения ветеранов жилыми помещениями регулируются Законом «О ветеранах» от 12.01.2006 №5, Законом Московской области от 26.07.2006 №125/2006-ОЗ, Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008. Администрация г.о. Электросталь признает право К. на обеспечение жилым помещением как ветерана Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Он был поставлен на учет 03.02.2005 года Постановлением Администрации №97/2. К. относится к категории граждан, обозначенной в п.1 Указа Президента РФ №714, но Администрацией г.о. Электросталь он не был включен в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», так как К. 10.02.2006 совершил сделку по отчуждению жилого помещения, что в соответствии с п.8 ст.57 ЖК РФ является основанием для отложения предоставления ему жилого помещения на 5 лет. По истечении этого срока у Администрации г.о. Электросталь не будет препятствий для предоставления К. жилого помещения. Представитель ответчика уточнила, что, не включая К. в список, руководствовались не ст.53 ЖК РФ, а п.8 ст.57 ЖК РФ, так как К. намеренно не ухудшал свои жилищные условия, но сделка по отчуждению жилого помещения им была совершена. В настоящее время он не имеет какого-либо жилого помещения. Ранее жильем, как ветеран Великой Отечественной войны, не обеспечивался.
Выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К., <…> года рождения, является участником Великой Отечественной войны (удостоверение серии З № от 29.09.1980), инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно (справка Сер.МСЭ-2006 № от 02.02.2007).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. ст. 14-21 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах".
Так, в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" мерой социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 Закона "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в т. ч. участников, инвалидов Великой Отечественной войны), Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных выше мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Указом от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) Президент РФ постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Закон «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (№125/2006-ОЗ от 26.07.2006) устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории Московской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В соответствии со ст.3 Закона №125/2006-ОЗ от 26.07.2006 (в ред. Закона МО от 30.05.2008 N 74/2008-ОЗ, от 09.04.2010 N 35/2010-ОЗ) формирование списков граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления. Списки формируются в хронологической последовательности, в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Списки ежемесячно уточняются органами местного самоуправления и при наличии изменений, но не реже одного раза в год представляются в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий на территории Московской области государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства (уполномоченный орган). Уполномоченный орган по мере поступления уточненных списков, представленных органами местного самоуправления, но не реже одного раза в год, формируют сводный список граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона (далее - Сводный список 1), и сводный список граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - Сводный список 2), утверждает их и направляет в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность формировать списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны для обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008.
Следовательно, формирование списков, как это следует из положений Закона №125/2006-ОЗ от 26.07.2006, является необходимым подготовительным этапом в реализации права на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в частности ветеранов Великой Отечественной войны, которым будут предоставляться жилые помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ.
Ответчиком не оспаривается право К., как ветерана Великой Отечественной войны, на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
К. Постановлением Администрации г.о. Электросталь Московской области от 03.02.2005 №97/2 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список первоочередников как участник Великой Отечественной войны (заявление.
Таким образом, истец уже в феврале 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно представленной суду копии учетного дела, К. обратился с заявлением о принятии на учет для получения жилой площади 31.12.2004, на тот момент проживал в коммунальной квартире по адресу: <…>, вместе с супругой – В. занимал комнату общей площадью 13,9 кв. м, жилой – 9,5 кв.м.
Истцом представлены доказательства того, что из-за конфликтных отношений с соседями по коммунальной квартире и невозможности произвести размен жилого помещения, он был вынужден приватизировать и продать комнату.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей, материалами уголовного дела, возбужденного по факту избиения, перепиской с Администрацией и ООО «Бюро по обмену жилой площади» в июне 2004 года, обращением ВриО военного комиссара г. Электросталь к Главе г. Электросталь в августе 2004 года и к начальнику ОВД г. Электросталь в ноябре 2005 года, Решением Электростальского городского суда от 06.10.2004 года о закреплении за К. комнаты размером 9,5 кв. м в <адрес> и обязании МУП «Центральное» заключить договор найма, договором купли-продажи комнаты от 10.02.2006.
После продажи комнаты по договору купли-продажи от 10.02.2006 и объединения денежных средств с семьей, по договору купли-продажи от 10.02.2006 была приобретена 2-х комнатная <…> общей площадью 44,4 кв.м, жилой - 30,5 кв.м за С4.
Из учетного дела К. следует, что об изменении своего места жительства он сообщал. Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от 07.05.2008 по вышеуказанному адресу проживают 5 человек: семья Г. – 3 человека, К. и его супруга В. В акте отражено, что по состоянию здоровья К. требуется постоянный уход и отдельное помещение.
В. и свидетель пояснили в суде, что К. с супругой занимают отдельную комнату жилой площадью 12,5 кв.м.
Таким образом, отчуждение жилой площади К. в феврале 2006 года было вызвано объективными, уважительными причинами, направленными на улучшения условий проживания ветерана Великой Отечественной войны, инвалида К. При этом уменьшение права пользования приходящейся на него доли жилой площади не произошло.
Согласно п.8 ст.57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Пункт 9 ст.57 ЖК РФ предусматривает, что порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
То есть, с учетом произведенных за последние пять лет сделок, законодательством субъектов Российской Федерации должна определяться общая площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения.
Отказывая К. во включение в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714, Администрация г.о. Электростали расширительно толковала закон, поскольку включение в указанный список не является фактическим предоставлением жилого помещения по договору социального найма, а отложение на 5 лет реализации права на получение жилого помещения п.8 ст.57 ЖК РФ не предусмотрено.
С учетом приведенного выше, а также отсутствия спора о праве участника Великой Отечественной войны инвалида первой группы К. быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) и Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", суд полагает, что отказ Администрации г.о. Электросталь Московской области во включении К. в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" является незаконным, исковые требования К. подлежат удовлетворению.
В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.
Учитывая пояснения представителя истца Г., представителя ответчика- Администрации г.о. Электросталь Ч. о порядке составления списков, суд полагает возможным установить срок исполнения – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 12,56,194 – 199, 204,206 ГПК РФ, суд

решил:

Иск К. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области» во включении К. <…> года рождения участника Великой Отечественной Войны, инвалида второй группы, в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ Электросталь Московской области» включить К. <…> года рождения участника Великой Отечественной Войны, инвалида второй группы, в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья
Е.С. Шебашова
-->