Решение Кировского районного суда Омска 26 июля 2006

Омская областьРешение суда от 26 июля 2006 года о признании действий незаконными и понуждении принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

ПринятоКировским районным судом г. Омска (Омская область)

26 июля 2006 года

Кировский районный суд г.Омска в составе
председательствующего судьи Чернецовой И.Н.,
при секретаре Хиржевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске дело по иску прокурора Кировского административного округа города Омска в интересах Ч. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании действий незаконными и понуждении принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Прокурор Кировского административного округа города Омска обратился в Кировский районный суд г. Омска с иском в интересах Ч. о признании действий Администрации г. Омска по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными, признании Ч. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязывании Администрации г. Омска принять Ч. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включении Ч., как участника Великой Отечественной войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный пунктом 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с 16 февраля 2010 года. Об обязывании Министерства труда и социального развития Омской области включить Ч., как участника Великой Отечественной войны в сводный список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, предусмотренных п. 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с <…> года. Обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области включить Ч., как участника Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в текущем финансовом году, предусмотренный п. 11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с <…>года, а также взыскать государственную пошлину.
В обосновании иска указав, что Ч., согласно удостоверения ВВ <…> от <…> года является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ от <...> года «О ветеранах», согласно которой участникам ВОВ, кроме прочего, предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Более того, Ч. имеет право на обеспечение жильем как инвалид Войны в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», поскольку является инвалидом 2 группы (справка МСЭ <…> от <…>).
Установлено, что Ч. с <…> года зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <…>. В указанном помещении, общая площадь которого составляет <…> кв.м., зарегистрировано 5 человек. Собственниками указанного жилого помещения являются сын Ч. – Ч.С.П. и его супруга Ч.С.В. по <…> доли.
Согласно ст. ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на учет принимаются малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным Кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и (или) граждане, относящиеся к иным категориям, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения ниже установленной учетной нормы.
Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 года № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» в городе Омске учетная норма площади жилого помещения установлена в размере <…>.
Поскольку площадь жилого помещения, в котором проживает Ч. составляет <…> кв.м., и в указанном помещении зарегистрировано и проживает 5 человек, Ч. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом, Ч. имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку обеспечен общей площадью жилого помещения ниже установленной учетной нормы и должен быть обеспечен жильем как Ветеран Великой Отечественной Войны.
<…> года Ч. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако <…> года департаментом жилищной политики Администрации г. Омска Ч. отказано в принятии на учет, поскольку Администрацией города Омска расценено оформление <…> года Ч. и его супругой Д.A.M. договора купли-продажи, принадлежащего им жилого дома общей площадью <…> кв.м., расположенного по адресу: <…>, как намеренные действия по ухудшению жилищных условий для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем, действия Ч. по продаже жилого дома не могут быть признаны как намеренные и совершенные с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку договор купли-продажи был заключен им <…> года, заявление же о принятии на учет подано лишь <…> года, то есть спустя 3,7 года.
Кроме того, в документах, приложенных к заявлению Ч. имеется справка Администрации Крестинского сельского поселения <…>, из которой следует, что продажа дома Ч. и его женой Д.A.M. была вызвана состоянием здоровья и престарелым возрастом указанных лиц, в связи чем, было принято решение о переезде в г. Омск к сыну, поэтому признать действия Ч. по продаже жилого дома умышленными и совершенными с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, нельзя.
Соответственно отказ Администрации г. Омска в принятии на учет Ч. в качестве нуждающегося в жилом помещении, является незаконным.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в чтении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, опpeделенных Федеральным законом от 12.11.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения.
Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.
Согласно пункту 10 Порядка Минтруд Омской области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и представляет их в Минстрой Омской области.
Согласно пункту 11 Порядка Минстрой Омской области на основании сводных списков граждан и объема средств федерального и областного бюджетов формирует отдельно список граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Данные списки согласовываются с Минтрудом Омской области и доводятся до сведения органов местного самоуправления Омской области
В судебное заседание от Прокурора округа старшего советника юстиции М. поступило заявление, в котором он от исковых требований, заявленных в интересах Ч., к Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области отказался, последствия отказа от иска, предусмотренные ст.ст. 220, 221 ГПК РФ разъяснены и понятны (л.д.78). Отказ от иска принят судом (л.д.82).
Истец Ч., извещен, не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии (л.д.79).
В судебном заседании помощник прокурора Кировского административного округа города Омска И. исковые требования к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска поддержала, по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска - Д., действующая на основании доверенностей (л.д.80,81), исковых требований не признала, ссылаясь на их необоснованность.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав помощника прокурора И., представителя ответчиков Д., изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 40 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище.
Этой же статьей предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что истец Ч. является участником Великой Отечественной Войны (л.д.37).
<…> года истец обратился к мэру города Омска с заявлением, в котором просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 11), однако получил отказ со ссылкой на то, что не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ (л.д.9-10).
Между тем, в статье 53 ЖК РФ речь идет о гражданах, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
По мнению ответчика к таким действиям относится продажа истцом в <…> году жилого дома в <…> и переезд на постоянное место жительства к своему сыну в двухкомнатную квартиру общей площадью Номер обезличен кв.м. в городе Омске, где помимо него в настоящее время проживает еще 5 человек.
В нарушение статьи 56 ГПК РФ, ответная сторона не доказала, что продажа дома в районе Омской области и переезд в город Омск, к своему сыну были совершены истцом с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Напротив, заявление о принятии на учет подано спустя 3 года и 7 месяцев после продажи дома.
Кроме того, на момент продажи дома истцу исполнилось 79 лет, его жене Д.А.М. 78 лет (л.д.20), проживали в неблагоустроенном доме в селе <…>, вдали от родственников, проживающих в городе Омске, по состоянию своего здоровья и престарелого возраста не в силах были заготавливать дрова, доставать воду из колонки, поэтому вынуждены были продать дом и выехать на место жительства к сыну в г. Омск (л.д.30).
В связи с этим действия Администрации г. Омска, отказавшей в принятии заявления истца о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются незаконными.
Департамент жилищной политики Администрации города Омска обязывается судом принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с <…> года, т.е. с момента фактического обращения в Администрацию города Омска с соответствующим заявлением.
Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который регламентирует предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных ФЗ «О ветеранах» за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций.
С учетом этого суд обязывает Администрацию города Омска включить истца, как участника Великой Отечественной Войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный пунктом 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, имеющих детей инвалидов с момента фактического обращения в органы местного самоуправления.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36. НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с этим государственная пошлина с ответчиков судом не взыскивается.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Признать действия Администрации города Омска по отказу в принятии Ч. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными.
Обязать Департамент жилищной политики Администрации города Омска принять Ч. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения в Администрацию города Омска с соответствующим заявлением - с <…> года.
Обязать Администрацию города Омска включить Ч., как участника Великой Отечественной Войны, в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный пунктом 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с <…> года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд в течение 10 дней.

Судья:
И.Н. Чернецова
-->