Товар разбит в магазине

Находясь в магазине, Вы нечаянно разбили товар…

В подобной ситуации возникает

Вопрос кто должен платить за разбитый товар, покупатель или магазин?

Ответ Согласно части 1 статьи 459 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Из данной нормы следует то, что пока Вы не совершили покупку, то есть оплатили товар и продавец выдал Вам чек на покупку, ответственность за непреднамеренные повреждения товара лежит на магазине. Но, после того, как товар оплачен, за все последствия разбитого товара отвечает покупатель.
Гораздо чаще проблема ответственности за разбитый товар возникает еще до момента оплаты товара покупателем, когда покупатель находится в торговом зале.
И здесь вступают в действие две нормы Гражданского кодекса РФ, одна из которых приведена выше.
При установлении ответственности за разбитый товар, следует исходит из степени вины либо продавца, либо магазина. Обязанность доказывания вины покупателя лежит на продавце.
Статья 1064 Гражданского кодекса РФ (в контексте данной темы) говорит о том, что вред, причиненный имуществу юридического лица подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность на продавце за разбитый товар лежит в случае невиновного поведения покупателя. Например, если покупатель ведет себя в магазине обычным образом, и проходя между стеллажей затронет корзинкой, тележкой, либо одеждой товар, который упадет и разобьется – ответственности покупателя нет, поскольку продавец обязан расставить товары таким образом, чтобы их расположение не создавало препятствий для выбора товара покупателем.
Но, если товар был разбит вследствие виновных действия покупателя, ответственность перекладывается на покупателя. Об этом говорится в пункте 42 Письма Роскомторга от 17 марта 1994 года №1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»: покупатель обязан возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
Действия покупателя при предъявлении магазином требования возместить причиненный ущерб.
      1. При составлении акта не отдавать в руки сотрудникам магазина документы, удостоверяющие личность (лучше продиктовать свои данные). Кроме того, следует иметь в виду, что требовать документы может только сотрудник милиции, но не охранники и сотрудники магазина.
      2. Если Вы уверены в своей невиновности - при составлении акта включите в него все свои доводы по поводу происшедшего (указать причины, по которым товар был разбит – это могут быть узкие проходы между стеллажами, скользкий пол, слабое крепление полок и т.д.).
      3. Постарайтесь записать контактные данные свидетелей.
      4. Укажите продавцу о том, что о происшедшем будет сообщено в контролирующие органы ( в том случае, если в происшедшем виновен магазин).
И в заключение. Существует распространенное мнение, согласно которому все товары в магазине застрахованы, следовательно, покупатель за разбитый товар не должен платить. Возмещать вред будет страховая компания. На самом деле это так. Однако, следует иметь в виду, что страховая компания имеет право регресса, т.е. после возмещения магазину стоимости разбитого товара, она имеет право взыскать с покупателя выплаченную магазину денежную сумму.
-->