Надзор за ЖКХ

Летом 2011 года в Жилищный кодекс РФ внесен ряд поправок, направленных, в том числе, и на ужесточение контроля за деятельностью организаций, управляющих многоквартирными домами.
Жилищный надзор в жилищной сфере осуществляется Государственными жилищными инспекциями субъектов Российской Федерации, в Омской области это Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (Госжилстройнадзор Омской области).
Установление порядка осуществления государственного жилищного надзора возложено на органы государственной власти РФ в области жилищных отношений (п.16.1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ).
Законом Омской области от 22.11.2011 N 1404-ОЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Омской области "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" число полномочий Правительства Омской области в сфере жилищных отношений было расширено.
В настоящий момент Правительство Омской области устанавливает порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти Омской области регионального государственного жилищного надзора.
Органы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями на организацию и проведение проверок, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Поверке подлежит соблюдение обязательных требований, в том числе:
    • требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами;
    • правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
    • порядка предоставления коммунальных услуг;
    • требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
12 января 2012 года в Государственной Думе РФ был рассмотрен во втором чтении законопроект № 629835-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым предлагают уточнить содержание и предмет государственного жилищного надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 6 законопроекта предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований:
    • при создании и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами,
    • оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах,
    • использовании жилых помещений,
    • предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах
    • при выполнении мероприятий по обеспечению энергетической эффективности жилых домов, многоквартирных домов и их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Также предлагается дополнить статью 20 Жилищного кодекса РФ частью 7, в соответствии с которой органы государственного жилищного надзора будут осуществлять прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и о деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации статья 165 Жилищного кодекса РФ, посвященная созданию органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами, была дополнена частью 1.1.
Согласно внесенным дополнениям орган местного самоуправления имеет право вмешиваться в работу управляющих компаний.
Поводом для проведения проверки деятельности управляющей компании со стороны органов местного самоуправления являются обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, вытекающих из договора управления домом.
Проверка должна быть организована в течение 5 дней.
При подтверждении в ходе проверки фактов невыполнения управляющей компанией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней с момента соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений для решения вопроса о расторжении договора и выборе новой управляющей организации либо об изменении способа управления данным домом.
На настоящий момент механизм по проведению проверок не работает. Причиной является отсутствие положения, регламентирующего порядок проведения проверки, который должен быть установлен Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России).
-->