Компенсация за съем жилья военнослужащим

Признано Конституционный Суд Российской Федерации

27 февраля 2012 года Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Х. и Ш.
По мнению заявителей, норма абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливая временной критерий постановки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях лишает права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений тех из них, кто был принят на такой учет после 1 января 2005 года.
Тем самым, по мнению заявителей, вопреки конституционному принципу равенства прав и свобод граждан перед законом и запрету издания законов, умаляющих права и свободы человека и гражданина, неправомерно ограничиваются их права на социальное обеспечение, на жилище и на свободное распоряжение своими способностями к труду, что противоречит статьям 19, 37 (части 1 и 2), 39, 40 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что граждане, поступившие на военную службу после 1 января 2005 года и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после указанной даты, при увольнении имеет право получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории граждан, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года.

История № 1
Бывший военнослужащий Х., уволенный со службы по возрасту, обратился за выплатой компенсации за наем жилого помещения. Военный комиссариат, отказывая в выплате, сослался на то, что он был поставлен на учет в качестве нуждающегося только 12 января 2009 года.

Суд первой инстанции удовлетворил требования военнослужащего о признании за ним права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения. Суд кассационной инстанции решение районного суда отменил, в удовлетворении требований военнослужащего к Военному комиссариату было отказано, в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в суде надзорной инстанции также было отказано.

История № 2
При досрочном увольнении из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями, гражданин Ш., был оставлен в списках очередников на получение жилого помещения, однако выплата ему денежной компенсации за наем жилого помещения, которую он получал со дня принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (30 января 2006 года), была прекращена в связи с увольнением с военной службы.
В удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации Ш. суды отказали.

Оставляя исковые требования Х. и Ш. без удовлетворения, суды общей юрисдикции исходили из того, что и тот и другой были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, тогда как в силу абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обязательным условием выплаты предусмотренной данной нормой денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, является их постановка на учет до этой даты.

Конституционный Суд Российской Федерации, признавая абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть3), указал: в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных, в том числе, в постановлениях от 24 мая 2001 года № 8-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П и от 3 февраля 2010 года № 3-П, признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, уволенными с военной службы и не обеспеченными жилыми помещениями, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, – при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении тех из них, кто поступил на военную службу до 1 января 2005 года и был принят на такой учет после этой даты, – порождает дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
-->