Раскрытие информации жкх

управляющих компаний, ТСЖ, жилищных кооперативов

Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ часть 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ подверглась изменениям, вступившим в силу с 18 июня 2011 года.
В соответствии с внесенными изменениями организация, управляющая многоквартирным домом, обязана обеспечить свободный доступ к информации:
      • об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;
      • об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
      • о порядке и об условиях их оказания и выполнения;
      • об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства от 23.09.2010 г. № 731 (далее – Стандарт раскрытия информации).
Требования к раскрытию информации распространяются на все действующие на сегодняшний день управляющие организации, включая управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы (Решение Пролетарского районного суда г. Твери от 01 сентября 2011 года).
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 года № 94 «О внесении изменения в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – Постановление Правительства от 6 февраля 2012 года № 94) в Стандарт раскрытия информации внесены изменения, которые закрепляют положение о распространении его положений не только на управляющие компании, но и на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта раскрытия информации раскрытию подлежит следующая информация:
      • общая информация об управляющей организации;
      • основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
      • сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
      • порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
      • сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
      • сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Конкретный перечень информации, подлежащей обязательному предоставлению, изложен в п.п.8-14 Стандарта раскрытия информации.
Перечень информации, подлежащей раскрытию товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами дополнен требованием по публикации, помимо общей информации, протоколов протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы содержания дома, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, информацию о размере обязательных платежей и взносов, установленных общим собранием, сведения об образовании резервного или иного специального фонда на проведение текущего и капитального ремонта (Постановление Правительства от 6 февраля 2012 года № 94).
Предусмотрено несколько способов раскрытия данной информации:
      • обязательное опубликование на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
        1. Сайт управляющей организации
        2. Сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
        3. Сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность
      • опубликование в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
      • размещение на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
      • предоставление информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В отличие от управляющих компаний, для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов требования о размещении информации на собственном сайте не установлены (Постановление Правительства от 6 февраля 2012 года № 94).
В письменном запросе, направленном в адрес управляющей организации указывается:
      • управляющая организация, в адрес которой направляется запрос;
      • фамилия, имя, отчество (наименование юридического лица) потребителя;
      • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
      • суть заявления;
      • способ получения информации: посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю.
Информация по письменному запросу должна быть предоставлена потребителю в 20-дневный срок со дня его поступления управляющей организации.
Право на ознакомление с документом не может истолковываться как право исключительно на осмотр оригиналов документов. Смысл закрепления в законе права на получение информации заключается в предоставлении потребителю условий для анализа и оценки деятельности товарищества. Не имея возможности закрепить полученную информацию в какой-то материальной форме (на бумажном или электронном носителе), субъект права на получение информации не сможет ею воспользоваться в вышеуказанных целях. Таким образом, без предоставления возможности снимать копии с документов, право на ознакомление с их содержанием утратило бы свое содержание, а те цели, во имя которых законодатель закрепил это право, не были бы достигнуты (Решение Ленинского районного суда г. Самары от 01 августа 2011 года).
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в судебном порядке путем подачи искового заявления об обязании предоставления информации.
В связи с произошедшими изменениями с 19 декабря 2011 года для организаций, управляющих многоквартирными домами, предусмотрена административная ответственность: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.23.1 «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
При наличии административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1, должностные лица могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; юридические лица и индивидуальные предприниматели в размере - от 250 до 300 тысяч рублей.
Совершение административного правонарушения, повторно, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
-->