Европротокол при ДТП

С 1 марта 2009 года вступили в силу изменения к статье 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО), согласно которым владельцам транспортных средств при определенных условиях предоставлено право оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно, без участия уполномоченных на то сотрудников милиции (упрощенное оформление ДТП или Европейский протокол).
    Возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции может быть реализована при наличии одновременно следующих условий:
      1. В ДТП участвовало только два транспортных средства;
      2. Ответственность владельцев транспортных средств застрахована по договорам ОСАГО;
      3. В результате ДТП пострадало только имущество;
      4. Разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда, а также по поводу перечня видимых повреждений транспортным средствам между участниками ДТП отсутствуют.
Таким образом, при соблюдении перечисленных условий водители имеют право оформить документы о ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Обстоятельства происшествия водители должны зафиксировать в извещениях о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)).
На первый взгляд все выглядит весьма заманчиво: наконец-то водители избавлены от многочасовых ожиданий прибытия сотрудников ГИБДД на место ДТП. Однако, на практике с реализацией Европротокола не так все просто.
Первая проблема – это заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии
Надлежащим образом оформленное извещение о ДТП необходимо для получения страхового возмещения (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Часто задают вопрос, где взять европротокол?

Ответ содержится в пункте 7 статьи 11 Закона об ОСАГО: бланки извещений должен выдавать страховщик.
Бланки извещений о ДТП были утверждены Приказом МВД от 23.05 2008 года № 449. На сегодняшний день, а точнее с 1 апреля 2011 года согласно Приказу МВД от 01.04. 2011 года № 155 «Об утверждении бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» действуют новые бланки извещений. При этом до 1 апреля 2012 года наряду с бланками извещений нового образца будет действовать и бланки извещения о ДТП, изготовленные ранее.
Проблема заключается в сложности оформления извещения. Малейшее отступление в порядке его заполнения может повлечь за собой отказ страховщика в выплате страхового возмещения.
При заполнении извещения особое внимание необходимо обратить на оформление схемы ДТП (п. 17 Извещения о дорожно-транспортном происшествии).
В настоящее время действуют «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции», утвержденные Решением Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Указанные Правила содержат схемы наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий с участием двух автотранспортных средств.
15 февраля 2012 года Президиумом РСА было утверждены Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции. Документ разъясняет, какие действия следует предпринять водителям, попавшим в ДТП, также в документы приведены общие рекомендации по заполнению Извещения о ДТП.
Внимание к правильному оформлению схемы дорожно-транспортного происшествия связано, прежде всего, с тем, что страховая компания именно по схеме, составленной участниками ДТП, будет определять виновного.
Одним из последствий применения европротокола является ограничение по размеру ущерба, подлежащему возмещению страховой компанией. Согласно п. 10 статьи 11 Закона об ОСАГО размер страховой выплаты при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии не может превышать 25 тысяч рублей. И здесь возникает еще одна проблема: как на «глаз» определить размер ущерба? Кроме этого, помимо видимых повреждений ведь могут быть и скрытые неисправности. По мнению ряда специалистов должно быть разработано справочное пособие, заглянув в которое можно было бы определить стоимости ремонта каждой детали на машинах разной ценовой категории. Поэтому, если, по мнению водителя, стоимость восстановительных работ явно превышает сумму в 25 тысяч рублей – необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и оформить документы в обычном порядке.
В то же время, следует иметь в виду, что сумму ущерба, превышающую 25 тысяч рублей, пострадавший водитель может взыскать с виновника аварии. (Решение Салаватского городского суда от 08 июля 2011 г., Решение Новошахтинского районного суда от 06 сентября 2010 года).

Еще одной помехой на пути реализации упрощенного порядка оформления документов при ДТП без участия сотрудников ГИБДД, является наличие у виновника аварии полиса КАСКО. При наличии такого полиса вызов сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия является обязательным, поскольку отсутствие справок от компетентных органов может привести к отказу со стороны страховой компании в выплате страхового возмещения (и в том случае, если соблюдены все условия, предусмотренные для европротокола).
Таким образом, несмотря на то, что изменения, внесенные в Закон об ОСАГО, казалось бы должны были облегчить жизнь автолюбителям, на самом деле вызвали ряд затруднений с их реализацией на практике. Поэтому, прежде, чем остановиться на выборе европротокола, необходимо быть твердо уверенным, что с составлением извещения о ДТП не возникнет проблем, а также в том, что сумма причиненного ущерба составляет менее 25 тысяч рублей. Указанные рекомендации позволят избежать судебных разбирательств со страховыми компаниями.
-->